Данное социологическое исследование проведено Фондом поддержки инновационных проектов «Новое измерение» по заказу РОО «Федерация шахмат Республики Карелия» в рамках реализации гранта «Шахматы сближают», получившего поддержку Фонда президентских грантов.
Исследование проводилось в форме анонимного анкетирования родителей (родствеников) школьников-шахматистов, а также взрослых участников соревнований и тренеров (организаторов) шахмат в период 13 июля — 20 августа 2018 года. Всего было опрошено 100 человек. Анкета исследования приводится в Приложении 1. Исследование было организовано в г.Петрозаводск (в рамках Шахматного форума «Карельская сказка») и в г.Кемь (в рамках Шахматного фестиваля «Кубок Беломорья»). Анкеты вводились и обрабатывались с использованием специализированной социологической программы «ДА-система». Результаты анкетирования в статистической форме приводятся в Приложении 2.
Участниками социологического исследования стали:
59% - родители (родственники) детей, занимающихся шахматами;
32% - взрослые участники соревнований;
9% - тренеры или организаторы соревнований по шахматам.
Среди опрошенных 48% - мужчин, 52% - женщин. 80% из опрошенных живут в Карелии, 20% представляют другие регионы России. Возраст опрошенных: 31-55 лет — 66%, старше 55 лет — 28%, моложе 30 лет — 8%.
38% занимается шахматами до 1-2 года (27% называет себя или своего ребенка «начинающими»), 62% занимается шахматами больше 3 лет, (21% - больше 10 лет). Половина опрошенных (51%) участвует в официальных соревнованиях регионального уровня и выше (национального, международного) не менее 3 раз в год. 60% занимаются шахматами или играют не менее 3 раз в неделю (27% - практически ежедневно), 40% - реже (11% - несистематически). Таким образом, в выборке исследования представлены достаточно разнообразные группы, что позволяет распространять результаты исследования на широкие круги связанных с шахматами сообществ.
96% опрошенных считают занятия шахмат безусловно полезными (4% - «скорее полезными»). 87% хотели бы, чтобы их дети (или они сами) занимались шахматами больше. В качестве основной пользы от занятий шахматы опрошенные выделили (можно было отметить несколько ответов):
77% - тренировка мышления (среди родителей шахматистов — 83,1%);
61% - тренировка характера (среди родителей — 66,1%);
46% - удовольствие от процесса игры (среди родителей — 42,4%);
42% - общение;
28% - новые впечатления;
20% - создание творческих продуктов;
16% - возможность достигнуть высоких спортивных результатов.
Можно зафиксировать, что среди занимающихся шахматами есть высокое устойчивое представление об их пользе.
В наибольшей степени опрошенные удовлетворены возможностью играть в Интернете (47%), возможностью общаться (30%), количеством турниров (29%), работой тренеров (26%; среди родителей — 33,9%), разнообразием турниров (25%), организацией турниров (18%), доступностью информации (16%) (можно было отметить несколько ответов).
Больше всего не удовлетворены : 19% - удобством графика турниров, 14% - организацией турниров, 13% - работой тренеров, по 10% - количеством турниров и доступностью информации о шахматных событиях (можно было отметить несколько ответов, 43% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос).
62% оценило себя (своего ребенка) как достаточно активного игрока в шахматы в Интернете. В 25% семей часто играют в шахматы в домашней обстановке (в 57% семей - редко, в 17% - совсем не играют; 1% затруднился ответить).
48% не согласилось с тем, что эмоциональное переживание поражений является главной трудностью в шахматам, 45% - согласилось (среди родителей шахматистов таких 50,8%).
В результате исследования можно выделить несколько перспективных направлений развития шахматной жизни, среди которых можно наметить и возможности уменьшения обособленности представителей целевых групп проекта «Шахматы сближают» - семей и пенсионеров.
С тем, что игра в шахматы является хорошим способом общаться друг с другом представителям разных поколений, согласны 93%.
82% хотели бы, чтобы чаще играли в шахматы в семье или со знакомыми в домашней обстановке. Этому препятствуют, в первую очередь, нехватка времени (25%), неумение играть членов семьи и знакомых (25%), слишком большая разница в силе игры (21%).
77% положительно или скорее положительно относятся к идеям введения в школах «шахматного всеобуча».
Больше играть или заниматься шахматами в Интернете согласны и скорее согласны 62% опрошенных (среди родителей шахматистов — 67,8%).
Увеличение возможностей чаще выезжать на турниры и другие шахматные мероприятия в другие регионы и страны («шахматный туризм») готовы поддержать 44% опрошенных (среди родителей шахматистов — 40,7%).
Увеличение количества «турниров выходного дня» порадуют 33% (можно было отметить несколько ответов).
29% готовы поддержать различные формы встреч с сильными шахматистами (лекции, беседы, сеансы одновременной игры и др.).
Для 28% значимо усиление работы тренеров (среди родителей шахматистов - 39%).
23% опрошенных нравится идея «любительских турниров» (турниров с ограничием силы игры участников).
20% необходимо больше доступной информации о турнирах и мероприятиях.
По 18% набрали предложения увеличить количество турниров по блицу и «быстрым шахматам», а также проводить специальные турниры для отдельных групп — семей, женщин и т. п.
Наконец, 17% хотели бы видеть больше турниров с денежными призами, 13% поддержит улучшение сопутствующих условий проведения турниров, а 10% хотели бы увеличить количество мест проведения шахматных турниров и мероприятий.
Таким образом, ключевыми ресурсами повышения востребованности и эффективности шахмат как площадки для развития общения между разными группами энтузиастов и любителей шахмат, в том числе, ветеранов и семей, могут стать программы в следующих областях:
АНКЕТА
В рамках реализации проекта «ШАХМАТЫ СБЛИЖАЮТ» по заказу Федерации шахмат Республики Карелия петрозаводский Фонд «Новое измерение» проводит анкетирование участников шахматных соревнований, а также их родственников. Просим Вас заполнить данную анкету — это займет не более 10 минут. В предложенных ниже вопросах обведите тот вариант ответа, который ближе всего к Вашему мнению.
Участие в анкетировании анонимно — подписывать анкету не надо. Результаты будут представлены в обобщенном виде.
ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!
1. Считаете ли Вы занятия шахматами полезными?
1 – да
2 – скорее да, чем нет
3 – скорее нет, чем да
4 – нет
5 – затрудняюсь ответить
2. Что именно Вы считаете главной пользой шахмат? (можно отметить несколько ответов)
1 — удовольствие от процесса игры
2 — тренировка мышления
3 — тренировка характера (воля, опыт прохождения неудач и т. д.)
4 — создание творческих продуктов (необычные замыслы, эстетика и т. д.)
5 — общение с другими людьми
6 — возможность достигнуть высоких спортивных результатов
7 — получение новых впечатлений (поездки, мероприятия и т. п.)
8 — затрудняюсь ответить
3. Сколько времени Вы (или Ваш ребенок) в среднем отдаете шахматам?
1 — практически ежедневные занятия или игра (в т.ч., в Интернете)
2 — 3-5 раз в неделю занятия или игра
3 — 1-2 раза в неделю занятия или игра
4 — несколько раз в месяц
5 — редко, несистематически
6 — затрудняюсь ответить
4. Хотели бы Вы (Ваш ребенок) больше заниматься шахматами?
1 – да
2 – скорее да, чем нет
3 – скорее нет, чем да
4 – нет
5 – затрудняюсь ответить
5. Чем в организации шахматной жизни Вы удовлетворены в наибольшей степени? (можно отметить несколько ответов)
1 — количеством турниров
2 — удобством графика турниров
3 — организацией турниров
4 — количеством шахматной литературы
5 — возможностью играть в Интернете
6 — работой тренеров
7 — доступностью информации о шахматных мероприятиях
8 — разнообразием турниров
9 — возможностью общаться
10 — судейством и изменениями правил игры
11 — затрудняюсь ответить
6. Чем в организации шахматной жизни Вы удовлетворены в наименьшей степени? (можно отметить несколько ответов)
1 — количеством турниров
2 — удобством графика турниров
3 — организацией турниров
4 — количеством шахматной литературы
5 — возможностью играть в Интернете
6 — работой тренеров
7 — доступностью информации о шахматных мероприятиях
8 — разнообразием турниров
9 — возможностью общаться
10 — судейством и изменениями правил игры
11 — затрудняюсь ответить
7. Какие изменения в организации шахматной жизни Вы бы поддержали в первую очередь? (можно отметить несколько ответов)
1 — больше турниров «выходного дня»
2 — меньше обсчетов рейтингов и другого формализма
3 — больше любительских турниров — турниров с ограничием по силе игры
4 — больше доступной информации о турнирах и шахматной жизни
5 — больше возможностей выезжать играть в другие регионы и страны («шахматного туризма»)
6 — больше занятий и консультаций для взрослых
7 — больше организованного общения (занятий, обучения) для родителей,
тренеров, организаторов, игроков и др. групп
8 — больше турниров в «быстрые шахматы» и в блиц
9 — больше турниров с денежными призами
10 — усиление работы тренеров
11 — лучше сопутствующие условия организации турниров (наличие буфета,
качество обстановки, дополнительные услуги и т.п.)
12 — больше игры и занятий в Интернете
13 — более доступная шахматная литература
14 — больше мест проведения шахматных турниров
15 — больше турниров для отдельных групп — для женщин, семейных команд,
пенсионеров и т. д.
16 — больше поддержки шахматного творчества и эстетики (призы «за красоту» и т.п.)
17 — другое (напишите, что именно) ___________________________________
18 — затрудняюсь ответить
8. Как Вы относитесь к планам введения в 2019 году в начальной школе «шахматного всеобуча»?
1 – положительно
2 – скорее положительно
3 – скорее отрицательно
4 – отрицательно
5 – затрудняюсь ответить
9. Являетесь ли Вы (Ваш ребенок) активным игроком в шахматы в Интернете?
1 – да
2 – скорее да, чем нет
3 – скорее нет, чем да
4 – нет
5 – затрудняюсь ответить
10. Хотели бы Вы (Ваш ребенок) больше играть или заниматься шахматами в Интернете?
1 – да
2 – скорее да, чем нет
3 – скорее нет, чем да
4 – нет
5 – затрудняюсь ответить
11. Согласны ли Вы с мнением, что переживание поражений является самой большой трудностью в шахматах?
1 – да
2 – скорее да, чем нет
3 – скорее нет, чем да
4 – нет
5 – затрудняюсь ответить
12. Играют ли в шахматы в домашней обстановке в Вашей семье?
1 — играют часто
2 — играют, но редко
3 — совсем не играют
13. Хотели ли бы Вы, чтобы у Вас в семье или среди близких знакомых чаще играли в шахматы?
1 – да
2 – скорее да, чем нет
3 – скорее нет, чем да
4 – нет
5 – затрудняюсь ответить
14. Что является препятствием для игры в шахматы в Вашей семье или со знакомыми?
1 — не умеют играть
2 — слишком большая разница в силе игры
3 — тяжело переносятся поражения
4 — есть другие общие игры и занятия
5 — не хватает времени на совместные игры и общение
6 — никаких препятствий нет
7 — затрудняюсь ответить
15. Согласны ли Вы с тем, что игра в шахматы может являться хорошим способом общаться друг с другом разным поколениям?
1 — да
2 — нет
3 — затрудняюсь ответить
И несколько вопросов о Вас.
Д1. Вы являетесь:
1 — участником шахматных соревнований
2 — родственником (родитель и др.) участника шахматных соревнований
3 — тренером или организатором шахматных соревнований (судья и др.)
Д2. Как часто Вы (Ваш ребенок или др. родственник) является участников официальных шахматных соревнований (регионального, российского, международного уровней)?
1 — 1-2 раза в год
2 — 3-4 раза в год
3 — 5 и более раз в год
Д3. Вы (Ваш ребенок) серьезно занимаетесь шахматами и участвуете в соревнованиях:
1 — 1-2 года
2 — 3-5 лет
3 — 6-10 лет
4 — более 10 лет
Д4. Как Вы сами оцениваете свой уровень игры (уровень игры Вашего ребенка)?
1 — начинающий
2 — любитель
3 — опытный игрок
Д5. Ваш возраст:
1 — 18-30 лет
2 — 31-55 лет
3 — больше 55 лет
Д6. Ваш пол:
1 — мужской
2 — женский
Д7. Вы проживаете:
1 — в Республике Карелия
2 — в другом регионе России или стране мира
СПАСИБО!
Обработка результатов анкетирования по проекту «Шахматы сближают»
1. Считаете ли вы занятия шахматами полезными? |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. да |
96 |
96.0% |
2. скорее да |
4 |
4.0% |
3. скорее нет |
- |
- |
4. нет |
- |
- |
5. затрудняюсь ответить |
- |
- |
Всего |
100 |
100.0% |
2. Что именно вы считаете главной пользой шахмат? |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. удовольствие от процесса игры |
46 |
46.0% |
2. тренировка мышления |
77 |
77.0% |
3. тренировка характера (воля, опыт прохождения неудач и т.д.) |
61 |
61.0% |
4. создание творческих продуктов (необычные замыслы, эстетика и т.д.) |
20 |
20.0% |
5. общение с другими людьми |
42 |
42.0% |
6. возможность достигнуть высоких спортивных результатов |
16 |
16.0% |
7. получение новых впечатлений (поездки, мероприятия и т.п.) |
28 |
28.0% |
8. затрудняюсь ответить |
1 |
1.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
3. Сколько времени вы (или ваш ребенок) в среднем отдаете шахматам? |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. практически ежедневные занятия или игра (в т.ч. в Интернете) |
27 |
27.0% |
2. 3-5 раз в неделю занятия или игра |
33 |
33.0% |
3. 1-2 раза в неделю занятия или игра |
21 |
21.0% |
4. несколько раз в месяц |
5 |
5.0% |
5. редко, несистематически |
11 |
11.0% |
6. затрудняюсь ответить |
3 |
3.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
4. Хотели бы вы (ваш ребенок) больше заниматься шахматами? |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. да |
65 |
65.0% |
2. скорее да |
22 |
22.0% |
3. скорее нет |
5 |
5.0% |
4. нет |
3 |
3.0% |
5. затрудняюсь ответить |
5 |
5.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
5. Чем в организации шахматной жизни вы удовлетворены в наибольшей степени? |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. количеством турниров |
29 |
29.0% |
2. удобством графика турниров |
9 |
9.0% |
3. организацией турниров |
18 |
18.0% |
4. количеством шахматной литературы |
12 |
12.0% |
5. возможностью играть в Интернете |
47 |
47.0% |
6. работой тренеров |
26 |
26.0% |
7. доступностью информации о шахматных мероприятиях |
16 |
16.0% |
8. разнообразием турниров |
25 |
25.0% |
9. возможностью общаться |
30 |
30.0% |
10. судейством и изменениями правил игры |
5 |
5.0% |
11. затрудняюсь ответить |
6 |
6.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
6. Чем в организации шахматной жизни вы удовлетворены в наименьшей степени? |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. количеством турниров |
10 |
10.0% |
2. удобством графика турниров |
19 |
19.0% |
3. организацией турниров |
14 |
14.0% |
4. количеством шахматной литературы |
8 |
8.0% |
5. возможностью играть в Интернете |
5 |
5.0% |
6. работой тренеров |
13 |
13.0% |
7. доступностью информации о шахматных мероприятиях |
10 |
10.0% |
8. разнообразием турниров |
5 |
5.0% |
9. возможностью общаться |
7 |
7.0% |
10. судейством и изменениями правил игры |
4 |
4.0% |
11. затрудняюсь ответить |
43 |
43.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
7. Какие изменения в организации шахматной жизни вы бы поддержали в первую очередь? |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. больше турниров "выходного дня" |
33 |
33.0% |
2. меньше обсчетов рейтингов и другого формализма |
3 |
3.0% |
3. больше любительских турниров - турниров с ограничением по силе игры |
23 |
23.0% |
4. больше доступной информации о турнирах и шахматной жизни |
20 |
20.0% |
5. больше возможностей выезжать играть в другие регионы и страны ("шахматного туризма") |
44 |
44.0% |
6. больше занятий и консультаций для взрослых |
12 |
12.0% |
7. больше организованного общения (занятий, обучения) для родителей, тренеров, организаторов, игроков и др. групп |
11 |
11.0% |
8. больше турниров в "быстрые шахматы" и в блиц |
18 |
18.0% |
9. больше турниров с денежными призами |
17 |
17.0% |
10. усиление работы тренеров |
28 |
28.0% |
11. лучше сопутствующие условия организации турниров (наличие буфета, качество обстановки, дополнительные услуги и т.п.) |
13 |
13.0% |
12. больше игры и занятий в Интернете |
5 |
5.0% |
13. более доступная шахматная литература |
4 |
4.0% |
14. больше мест проведения шахматных турниров |
10 |
10.0% |
15. больше турниров для отдельных групп - для женщин, семейных команд, пенсионеров и т.д. |
18 |
18.0% |
16. больше поддержки шахматного творчества и эстетики (призы "за красоту" и т.п.) |
9 |
9.0% |
17. больше встреч с сильными шахматистами (лекций, занятий, сеансов и т.п.) |
29 |
29.0% |
18. другое |
1 |
1.0% |
19. затрудняюсь ответить |
3 |
3.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
8. Как вы относитесь к планам введения в 2019 году в начальной школе "шахматного всеобуча"? |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. положительно |
53 |
53.0% |
2. скорее положительно |
24 |
24.0% |
3. скорее отрицательно |
9 |
9.0% |
4. отрицательно |
8 |
8.0% |
5. затрудняюсь ответить |
6 |
6.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
9. Являетесь ли вы (ваш ребенок) активным игроком в шахматы в Интернете? |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. да |
37 |
37.0% |
2. скорее да |
25 |
25.0% |
3. скорее нет |
15 |
15.0% |
4. нет |
17 |
17.0% |
5. затрудняюсь ответить |
6 |
6.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
10. Хотели бы вы (ваш ребенок) больше играть или заниматься шахматами в Интернете? |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. да |
27 |
27.0% |
2. скорее да |
35 |
35.0% |
3. скорее нет |
14 |
14.0% |
4. нет |
11 |
11.0% |
5. затрудняюсь ответить |
13 |
13.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
11. Согласны ли вы с мнением, что переживание поражений является самой большой трудностью в шахматах? |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. да |
18 |
18.0% |
2. скорее да |
27 |
27.0% |
3. скорее нет |
27 |
27.0% |
4. нет |
21 |
21.0% |
5. затрудняюсь ответить |
7 |
7.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
12. Играют ли в шахматы в домашней обстановке в вашей семье? |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. играют часто |
25 |
25.0% |
2. играют, но редко |
57 |
57.0% |
3. совсем не играют |
17 |
17.0% |
Нет данных |
1 |
1.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
13. Хотели бы вы, чтобы у вас в семье или среди близких знакомых чаще играли в шахматы? |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. да |
54 |
54.0% |
2. скорее да |
28 |
28.0% |
3. скорее нет |
7 |
7.0% |
4. нет |
1 |
1.0% |
5. затрудняюсь ответить |
10 |
10.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
14. Что является препятствием для игры в шахматы в вашей семье или со знакомыми? |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. не умеют играть |
25 |
25.0% |
2. слишком большая разница в силе игры |
21 |
21.0% |
3. тяжело переносятся поражения |
3 |
3.0% |
4. есть другие общие игры и занятия |
11 |
11.0% |
5. не хватает времени на совместные игры и общение |
25 |
25.0% |
6. никаких препятствий нет |
13 |
13.0% |
7. затрудняюсь ответить |
2 |
2.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
15. Согласны ли вы с тем, что игра в шахматы может являться хорошим способом общаться друг с другом разным поколениям? |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. да |
93 |
93.0% |
2. нет |
2 |
2.0% |
3. затрудняюсь ответить |
5 |
5.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
16. Вы являетесь: |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. участником шахматных соревнований |
32 |
32.0% |
2. родственником (родитель и др.) участника шахматных соревнований |
59 |
59.0% |
3. тренером или организатором шахматных соревнований (судья и др.) |
9 |
9.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
17. Как часто вы (ваш ребенок или др. родственник) является участником официальных шахматных соревнований (регионального, российского, международного уровней)? |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. 1-2 раза в год |
48 |
48.0% |
2. 3-4 раза в год |
22 |
22.0% |
3. 5 и более раз в год |
29 |
29.0% |
Нет данных |
1 |
1.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
18. Вы (ваш ребенок) серьезно занимаетесь шахматами и участвуете в соревнованиях: |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. 1-2 года |
38 |
38.0% |
2. 3-5 лет |
31 |
31.0% |
3. 6-10 лет |
10 |
10.0% |
4. более 10 лет |
21 |
21.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
19. Как вы сами оцениваете свой уровень игры (уровень игры вашего ребенка)? |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. начинающий |
27 |
27.0% |
2. любитель |
47 |
47.0% |
3. опытный игрок |
26 |
26.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
20. Возраст: |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. 18-30 лет |
6 |
6.0% |
2. 31-55 лет |
66 |
66.0% |
3. больше 55 лет |
28 |
28.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
21. Пол: |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. мужской |
48 |
48.0% |
2. женский |
52 |
52.0% |
Всего |
100 |
100.0% |
22. Место жительства: |
Количество |
|
абс. |
% |
|
1. республика Карелия |
80 |
80.0% |
2. другой регион России или страна мира |
20 |
20.0% |
Всего |
100 |
100.0% |