Федерация шахмат Республики Карелия

Образовательная программа «Ресурсы шахмат для развития общения» была подготовлена и проведена Фондом поддержки инновационных проектов «Новое измерение» по заказу РОО «Федерация шахмат Республики Карелия» в рамках реализации гранта «Шахматы сближают», получившего поддержку Фонда президентских грантов.

Программа проходила с 15 по 19 июля 2018 года во Дворце творчества детей и юношества г.Петрозаводска в рамках Шахматного форума «Карельская сказка», ее объем составлял 12 часов. Программа подготовлена и оформлена в соответствии с требованиями к образовательным программам (см. Приложение 1). Ее участниками стали 33 человека (см. Приложение 2), в основном, являющиеся родителями или другими ближайшими родственниками детей-шахматистов.

Во время подведения итогов образовательной программы ее участники особенно обратили внимание на следующие тезисы, вызвавшие у них наиболее сильный резонанс:

  1. ключевой задачей обучения шахматам является развитие у ребенка мотивации интереса, а в идеале чтобы «горели глаза» и у ребят, и у тренеров, и у родителей;
  2. идея введения шахмат в обязательную школьную программу связана с развитием у детей «умения действовать в уме» (устный счет), что может быть важно для успеха в других направлениях деятельности;
  3. для самих ребят очень важно желание побеждать, однако именно это и рождает большую псчихологическую нагрузку, связанную с эмоциональными переживаниями;
  4. также важным ресурсом шахмат является возможность коммуникации (общения);
  5. одним из важных эмоциональных ресурсов общения родителей с детьми-шахматистами может стать совместное выделение позитивных аспектов и моментов в происходящим с ними, что особенно важно при переживании проигрыша (принцип «наковырять изюм»);
  6. для закрепления ощущения ребенком своей успешности важно его большие успехи (в турнирах) совместно «смаковать» - то есть помочь глубже и многограннее пережить его;
  7. в то же время, на уровне отдельных партий для сохранения ровного настроя можно пользоваться принципом «выиграл — ругать, проиграл — хвалить!»;
  8. правильному распределению сил и эмоционального отношения ребенка помогает совместная с тренером постановка цели на год;
  9. переоценка собственных сил и завышенная самооценка больше способствуют успехам, чем недооценка и заниженная самооценка;
  10. одним из важных барьеров для развития ребенка является преодоление страха игры в турнирах со взрослыми;
  11. для успеха в шахматах важно понимать вопросы физической нагрузки (других видов спорта), организации питания, способов снятия напряжения.    

Расписание проведенных занятий:
14 июля, 10.15 — 11.45
15 июля, 10.15 — 11.45
16 июля, 10.15 — 11.45
17 июля, 10.15 — 11.45
18 июля, 1015 — 11.45
19 июля, 10.15 — 11.45 

64ab Banner Var 1